В чем причины патентных конфликтов в бизнесе и почему по числу изобретений Россия на порядок отстает от мировых лидеров, рассказал президент Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) Григорий Ивлиев в интервью информационному агентству «РБК».
— Насколько активно российский бизнес сегодня регистрирует собственные изобретения и промышленные образцы?
— Патентование — это один из эффективных способов охраны интеллектуальной собственности, продвижения научных знаний, новых технологий, готового продукта. Все, что пользуется спросом, обычно своевременно патентуется.
Отечественные заявители, на первый взгляд, патентуют много. Только в прошлом году ЕАПВ зафиксировало рост числа патентуемых изобретений в сравнении с 2023 годом на 34%. Для сравнения: в 2023-м в США было подано около 600 тыс. заявок на изобретения, в Южной Корее — 200 тыс. Не говоря уже о Китае, где в 2023-м было подано около 1,5 млн патентных заявок.
Показатели российского патентования могут быть выше в два-три раза в первую очередь за счет компаний, стремящихся на мировые рынки.
— Какие компании сегодня патентуют больше всего?
— Очень часто заявляются именно большие бизнес-структуры. Например, «Сбер» и «Росатом», по нашим оценкам, — лидеры по патентным заявкам на территории всего евразийского пространства.
Активно охватывают евразийский рынок фармкомпании. К примеру, компания «Валента-интеллект» на сегодняшний день запатентовала в ЕАПВ более 40 лекарственных препаратов, «Биокад» — более 30 препаратов. Потенциально лидеры во всех отраслях способны подавать ежегодно сотни патентных заявок.
Широко охраняются образцы промышленного дизайна. Здесь в передовиках компании из сегментов упаковки, транспорта, офисных принадлежностей. По итогам 2024 года число заявок в ЕАПВ, связанных с охраной дизайна, выросло примерно на 50% по сравнению с 2023-м. Потенциально же их может быть в десять раз больше.
— На чем базируется данный прогноз?
— Мы сравниваем, например, с показателями отдельных экономических соседей России, в частности Германии и Турции, где ежегодно регистрируются десятки тысяч промобразцов. Они торгуют, производят, выходят на рынки под новыми брендами. Очень важно, что сходные процессы в последние годы идут как на российском, так и на всем евразийском пространстве.
Полное интервью доступно на сайте «РБК»